20.02.2023
При нарушении речевого развития у ребенка, следует обязательно обратиться к логопеду. Однако, очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
Ø Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно,
используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.
Ø Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте, как
он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные
мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.
Ø Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги,
запишитесь в детскую библиотеку.
Ø Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание
твердой пищи, артикуляционная гимнастика).
Ø Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.
Ø Облекайте занятия в игровую форму.
Ø Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если
ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
Ø Развивайте фонематический слух ребёнка.
Ø Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
Ø Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к
этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Дыхательная гимнастика
Правильно
поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает
кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру. Вот некоторые упражнения для
развития дыхания:
Упражнение
«Надуем мячик».
Цель: формировать диафрагмальный тип дыхания.
Инструкция:
погладь рукой свой живот. Представь, что это мячик, который нам надо надуть.
Спокойно вдыхаем воздух через нос, надуваем животик как мячик. Выдыхаем.
Повторить 2-3 раза.
Упражнение
«Ветерок»,
«Подуем на листочек» (можно
предложить подуть на снежинку, перышко – положить предмет на ладонь). Цель: формировать длительный ротовой выдох.
Инструкция: возьмем в
руки листочек (полоску цвет. бумаги). Вдохни воздух через нос и сильно, плавно выдыхай
воздух на листик через рот (щечки не надувать, плечи не поднимать).
Повторить упражнение 2-3 раз. Много раз не повторяем, может кружиться голова.
«Летят гуси».
Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская –
выдох и при этом тянуть «гуууу».
«Шарик».
Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
«Трубач».
Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки
трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой
формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения;
она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного
аппарата, отработки определенных
положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения
всех звуков.
Упражнения выполняются
напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя,
который с ним занимается.
Упражнения
для губ |
|
1.«Улыбка» Улыбнуться,
растянуть сомкнутые губы в улыбке под счет до 5. Возвращаем губы в спокойное
положение, даем отдохнуть. Повторить 3-4 раза |
|
Улыбнуться.
Губы разомкнуты. Зубы хорошо видны. Удержать под счет до 5. Возвращаем губы в
спокойное положение, даем отдохнуть. Повторить 3-4 раза. |
|
3. «Хоботок» Вытягиваем
губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении под счет до 5.
Возвращаем губы в спокойное положение, даем отдохнуть. Повторяем 3-4 раза. |
|
4.Чередуем
упражнения «Улыбка – Хоботок» |
|
Упражнения
для языка |
|
5. «Иголочка» Широко
открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий, острый язычок. держим
в таком положении под счет до 5. Закрываем ротик, даем отдохнуть. Повторяем
3-4 раза. |
|
6. «Змейка» Рот
широко открыт. Тонкий, острый язык выдвигаем вперед и убираем обратно.
Выдвигаем 3 раза, затем закрываем рот, отдыхаем. Повторяем 3-4 раза. |
|
7. «Маляр» Улыбнуться,
приоткрыть рот. Погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком
вперед-назад. Повторяем 3-4 раза. Нижняя челюсть
должна быть неподвижна. Придерживаем рукой. |
|
8. «Парус» Улыбнуться,
широко открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхние зубы. держим
в таком положении под счет до 5. Закрываем ротик, даем отдохнуть. Повторяем
3-4 раза. |
|
Речевые
игры
«Отгадай-ка»
Цель:
развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход
игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная,
зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно
поменяться ролями.
«Я знаю 5…»
Цель:
расширение словаря, развитие воображения.
Ход
игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов,
профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем
ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.
«Правда или ложь»
Цель:
развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.
Ход
игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это
посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или
нет и объяснить почему.
«Скажи по-другому»
Цель:
расширение словаря, развитие воображения.
Ход
игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше
слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.
Или
родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка
и т.д.
«Подбери словечко»
Цель:
развитие фонематического слуха, расширение словаря.
Ход
игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся
с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).
«Кто длиннее?»
Цель:
расширение словаря, подбор однокоренных слов.
Ход
игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка –
рыбонька - рыбалка и т.д.
«Опиши предмет».
Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете
(посуда, мебель, продукт), используя как можно больше неповторяющихся слов. Например:
«Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»; «Это шкаф,
он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный».
«Хлопни в ладоши».
Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
Инструкция:
хлопни в ладоши только тогда, когда услышишь в слове звук «Ш-Ш-Ш» шапка, Маша,
дом, шило, ноги, вата, душ. Игру можно проводить с любыми звуками.