Рекомендации родителям

20.02.2023

     При нарушении речевого развития у ребенка, следует обязательно обратиться к логопеду. Однако, очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок  правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

Ø Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.

 

Ø Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.

 

Ø Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.

 

Ø Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).

 

Ø Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.

 

Ø Облекайте занятия в игровую форму.

 

Ø Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

Ø Развивайте фонематический слух ребёнка.

 

Ø Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

 

Ø Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

 

 

Дыхательная гимнастика

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру. Вот некоторые упражнения для развития дыхания:

Упражнение «Надуем мячик». Цель: формировать диафрагмальный тип дыхания.

Инструкция: погладь рукой свой живот. Представь, что это мячик, который нам надо надуть. Спокойно вдыхаем воздух через нос, надуваем животик как мячик. Выдыхаем. Повторить 2-3 раза.

 

Упражнение «Ветерок», «Подуем на листочек» (можно предложить подуть на снежинку, перышко – положить предмет на ладонь). Цель: формировать длительный ротовой выдох.

Инструкция: возьмем в руки листочек (полоску цвет. бумаги). Вдохни воздух через нос и сильно, плавно выдыхай воздух на листик через рот (щечки не надувать, плечи не поднимать). Повторить упражнение 2-3 раз. Много раз не повторяем, может кружиться голова.

 «Летят гуси». Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».

«Шарик». Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.

«Трубач». Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.

             

 

Артикуляционная гимнастика

 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения всех звуков.

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

 

Упражнения для губ

1.«Улыбка»

Улыбнуться, растянуть сомкнутые губы в улыбке под счет до 5. Возвращаем губы в спокойное положение, даем отдохнуть. Повторить 3-4 раза

2. «Заборчик»Хочу такой сайт

Улыбнуться. Губы разомкнуты. Зубы хорошо видны. Удержать под счет до 5. Возвращаем губы в спокойное положение, даем отдохнуть. Повторить 3-4 раза.

3. «Хоботок»

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении под счет до 5. Возвращаем губы в спокойное положение, даем отдохнуть. Повторяем 3-4 раза.

4.Чередуем упражнения «Улыбка – Хоботок»

 

Упражнения для языка

5. «Иголочка»

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий, острый язычок. держим в таком положении под счет до 5. Закрываем ротик, даем отдохнуть. Повторяем 3-4 раза.

6. «Змейка»

Рот широко открыт. Тонкий, острый язык выдвигаем вперед и убираем обратно. Выдвигаем 3 раза, затем закрываем рот, отдыхаем. Повторяем 3-4 раза.

https://anna-senich.ucoz.net/yazuuuck/risunok25.jpg

7. «Маляр»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Повторяем 3-4 раза.

Нижняя челюсть должна быть            неподвижна. Придерживаем рукой.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/03/s_5de6942a927b1/1277205_6.jpeg

8. «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхние зубы. держим в таком положении под счет до 5. Закрываем ротик, даем отдохнуть. Повторяем 3-4 раза.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/03/s_5de6942a927b1/1277205_7.jpeg
                                                 

Речевые игры

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

 

 «Я знаю 5…»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.

 

«Правда или ложь»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.

Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

 

«Скажи по-другому»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.

Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает  слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т.д.

 

«Подбери словечко»

Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.

Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).

 

 

«Кто длиннее?»

Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.

Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т.д.

 

«Опиши предмет». Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт), используя как можно больше неповторяющихся слов. Например: «Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»; «Это шкаф, он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный».

 

«Хлопни в ладоши». Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

Инструкция: хлопни в ладоши только тогда, когда услышишь в слове звук «Ш-Ш-Ш» шапка, Маша, дом, шило, ноги, вата, душ. Игру можно проводить с любыми звуками.

                 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».